Нарушение порядка начисления платы за коммунальные услуги. - Shelkovo

Нарушение порядка начисления платы за коммунальные услуги. - Shelkovo

Щёлковскии ФФБУЗ
Перейти к контенту
 
 Нарушение порядка начисления платы за коммунальные услуги.
Правовой анализ нарушения
 
 
Разъяснение положений законодательства по данному виду нарушений
1. Понятие и условия начисления платы за коммунальные услуги
В соответствии со статьей 154  Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за жилое помещение включает в себя:
- плата за коммунальные услуги;
- плата за содержание и ремонт жилого помещения (мест общего пользования);
- плата за наем (для нанимателей) или за капитальный ремонт (для собственников).
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 № 307 (далее – Правила) в плату за коммунальные услуги может включаться плата за  следующие коммунальные ресурсы:
- холодную воду,
- горячую воду,
- электрическую энергию,
- природный газ,
- тепловую энергию,
- бытовой газ в баллонах,
- твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг;
- сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Следовательно, плата за коммунальные услуги – это часть платы за жилое помещение, которая может выставляться как собственнику, так и нанимателю помещения. В свою очередь плата за коммунальные услуги также включает в себя составляющие за отдельные коммунальные ресурсы.
Законодательство определило следующие условия начисления платы за коммунальные услуги:
1. Степень благоустройства помещения.
При  начислении платы за коммунальные услуги учитывается степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома – качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем (пункт 6 Правил).
В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК РФ в случае если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
- перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
- порядок определения цены договора и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Следовательно, размер платы за коммунальные услуги зависит от степени благоустройства многоквартирного жилого дома или жилого дома (домовладения). Потребитель должен оплачивать услуги только исходя из фактически предоставляемых услуг, перечень которых  указывается в договоре на предоставление услуг или договоре управления.
2. Качество и бесперебойность предоставляемой коммунальной услуги.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан  оказать услугу, соответствующий этим требованиям.
Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,  Правил и договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункты «а», «б» пункта 49 Правил).
Требования к качеству и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг изложены в Приложении № 1 к Правилам.
Исполнитель обязан уменьшать размер платы при предоставлении услуг ненадлежащего качества или с превышением допустимой продолжительности (подпункт «ж» пункта 49 Правил).
Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества или с превышением допустимой продолжительности установлены в Приложении № 1 к Правилам.
Следовательно, размер платы за коммунальные услуги зависит  от качества и бесперебойности предоставленной коммунальной услуги. Потребитель имеет право на качественную коммунальную услугу, а в случае нарушения данного требования исполнителем услуг – на уменьшение размера платы за такую услугу.
3. Непредоставление услуги в связи с временным отсутствием потребителя (при начислении платы по нормативу).
Плата за коммунальные услуги может рассчитываться исходя из показаний приборов учета или из нормативов потребления (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ).
При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, исполнитель услуг обязан произвести перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу (подпункт «д» пункта 51 и  пункт 54 Правил).
Перерасчет платы производится на основании заявления потребителя и документов, подтверждающих период временного отсутствия (пункт 56 Правил). Перечень документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя, указный в пункте 56 Правил, не является закрытым, в связи с чем требования исполнителя услуг о предоставлении конкретных документов не носит нормативного обоснования и может быть предметом судебного оспаривания отказа потребителю в перерасчете.
Следовательно, размер платы за коммунальные услуги зависит  от фактического предоставления конкретному потребителю по месту постоянного проживания. В случае временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства более 5 дней, потребитель имеет право письменно обратиться с заявлением об уменьшении размера платы, а исполнитель услуг – обязан произвести перерасчет.
4. Соблюдение порядка начисления платы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги устанавливается разделом III Правил и Приложением № 2 указанных Правил.
Приложением № 2 Правил предусмотрены 13 формул, представляющих собой варианты начисления в зависимости от:
- вида коммунальной услуги;
- вида объекта  снабжения (помещение или общедомовое имущество);
- типа помещения: комната в коммунальной квартире, жилой дом (домовладение), квартира, нежилое помещение;
- наличия или отсутствия прибора учета: индивидуального, общего или  коллективного (общедомового)
В формулах платы за коммунальную услугу обязательными составляющими элементами выступают:
- норматив потребления (объем потребленного ресурса);
- тариф на коммунальную услугу.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Одним из таких законов является Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», который закрепляет основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).
Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, однако органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Размер платы граждан за коммунальные услуги  должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органами регулирования субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федеральный закон от 26.12.2005 N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»).
Объем потребленного ресурса может быть определен по показаниям прибора (ов) учета или по нормативу потребления.
Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, установлен разделом III Правил предоставления коммунальных услуг.
Показания индивидуальных, коллективных (общедомовых) и общих (квартирных) приборов учета являются основаниями начисления платы.
В случае отсутствия приборов учета на конкретный вид коммунальной услуги, начисления производятся по нормативу потребления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ нормативы потребления на все виды коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правилами установления и определения нормативов потребления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306.
Следовательно, размер платы за коммунальные услуги зависит  от установленного порядка начисления платы. Исполнитель услуг обязан начислять плату за услуги, исходя из установленных тарифов, нормативов, зафиксированных приборов учета показаний, по установленным формулам.
Таким образом, среди нарушений, связанных с  начислением платы за коммунальные услуги можно выделить следующие:
1. Завышение установленных тарифов;
2. Завышение установленных нормативов потребления коммунальных услуг;
3. Нарушение установленного законом порядка начисления платы (ценообразования);
4. Нарушение порядка уменьшения платы за ненадлежащую услугу;
5. Включение в плату за жилое помещение  услуг в двойном размере;
6. Включение в плату за жилое помещение  услуг, не предусмотренных условиями договора (фактически не предоставляемых);
7. Выставление платы в полном размере  за коммунальные услуги ненадлежащего качества;
8. Начисление  платы потребителям  по показаниям общедомовых приборов учета при отсутствии таковых, а также отсутствии сведений об их поверке, опломбировки; с истекшим сроком поверки приборов;
Способы восстановления нарушенных прав потребителей.
За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнитель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат соответствующие положения статьи 151 ГК РФ и статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Также потребитель имеет право на возмещение материального вреда, причиненного вследствие недостатков оказанных услуг или работ (статья 14 Закона «О защите прав потребителей») в судебном порядке. Возмещение материального вреда осуществляется в полном объеме. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного (материального) вреда и понесенных потребителем убытков.
Имущественные требования потребителя рассматриваются в претензионном и судебном порядках.
Судебная защита.
Согласно статье 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.   
Одним из способов защиты нарушенного жилищного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» право выбора территориальной подсудности принадлежит  истцу и может быть реализован по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
В целях реализации части 1 статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Роспотребнадзор и его территориальные органы  вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей до принятия решения судом первой инстанции.
Внесудебная защита.
Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим ЖК РФ, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке (абзац 2 статьи 1 ЖК РФ).
К органам, осуществляющим внесудебную защиту нарушенных прав потребителей жилищных услуг при начислении платы за коммунальные услуги, относятся:
1. Государственная жилищная инспекция.
В соответствии с частью 4 статьи 20 ЖК РФ соблюдение юридическими лицами правил содержания общего имущества собственников, порядка предоставления коммунальных услуг, требований энергетической эффективности и оснащенности многоквартирного дома приборами учета является предметом государственного жилищного контроля (в ред.  Федерального закона от 18.07.2011 г. № 242- ФЗ).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Положения о Государственной жилищной инспекции Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086, главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
2. Федеральная тарифная служба и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию тарифов.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий (статья 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утв.  постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332).
3. Федеральная антимонопольная служба.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (статья 1 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»).
ФАС осуществляет контроль за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях (п. 5.3.1.3. Положения).
4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и органы местного самоуправления по защите прав потребителей.
Надзор в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка  осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
- обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Обоснование законности требований потребителя.
Документы,  подтверждающие факт неправильного начисления  оплаты за коммунальные услуги, в том числе:
- договор на оказание коммунальных услуг и (или) договор управления, заключенный между гражданином и исполнителем услуг;
- платежные документы, иные требования об оплате услуг, выставленные исполнителем услуг гражданину;
- документы, представленные исполнителем услуг в порядке проведения сверки платы по требованию потребителя (подп. «д» и «р» п. 31 Правил);
- информация, представленная органом местного самоуправления по запросу гражданина в порядке реализации ч. 2 ст. 165 ЖК РФ;
 
- документы, представленные органом государственной власти (Федеральной тарифной службой, органом по регулирования тарифов в субъекте Российской Федерации, органами  по надзору за жилищным законодательством, органами Роспотребнадзора)  в порядке подготовки ответа или реализации властных полномочий (материалы административного производства)
Доказательства, подтверждающие  причинение убытков потребителю и морального вреда, в том числе:
- справка о состоянии здоровья;
-  выписка из медицинской карты;
- свидетельские показания;
-  переписка с иными лицами;
- чеки по оплате стоимости лекарства,
- платежные документе по оплате консультационных услуг и услуг по представительству интересов.
Судебная практика
1.  Решение Верховного суда  Российской Федерации от 16 декабря 2008 г. N ГКПИ08-1770 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам».
2. Определение Верховного Суда РФ от 24.02.2009 N КАС09-27 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.12.2008 N ГКПИ08-1770, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам».
 
3. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 2380/10 по делу N А47-4153/2008-9032/2008 (При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета количество поставленного ресурсоснабжающей организацией проживающим в указанных помещениях потребителям коммунального ресурса определяется с учетом нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги, утверждаемых органами местного самоуправления).
4. Решение Верховного Суда РФ от 25.12.2008 N ГКПИ08-1871 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307».
5. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2010 г. по делу № А60-3581 (при исчислении платы за услуги электроснабжения гражданам заявитель, в нарушение установленного порядка и при отсутствии правовых оснований, применил собственную методику определения расчета объема потребляемой электроэнергии).
6. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2010 г. по делу № А60-8373/2010-С9, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.08.2010 г.  № Ф09-6227/10-С1 (общество при расчете платы за оказание услуг по горячему и холодному водоснабжению в нарушение подп. 1 п. 3 приложения № 2 к Правилам, ввело в формулу расчета не фактические показания общедомового прибора учета по горячему и холодному водоснабжению соответственно, а размер потребленной воды, рассчитанный по нормативу).
7. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2010 г. по делу № А60-26205/2010-С9, постановление Семнадцатого апелляционного суда от 08.10.2010 г. № 17АП-9726/2010-АК (перерасчет платы за коммунальные услуги произведен с нарушением порядка, установленного Правилами, что привело к завышению размера платы за коммунальные услуги по отоплению ненадлежащего качества; кроме того, перерасчет произведен исходя из 11 дней предоставления услуги ненадлежащего качества, вместе с тем период перерасчета составляет 12 дней).
8. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.04.2011 г. по делу № А60-9368/2011, постановление Семнадцатого апелляционного суда от 21.06.2011 г. № 17АП-4665/2011-АК (общество производило расчеты за электроэнергию, нарушая требования ежемесячного учета показаний приборов учета, выставляя единовременно плату более чем за месяц).
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2011 г. по делу № А60-21223/2010 (общество производило расчеты за услугу холодного водоснабжения по формуле № 4 Приложения № 2 Правил № 307, в то время как при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы определяется по формуле № 6).
9. Постановление Федерального арбитражного суда Западно – Сибирского округа от 15.07.2010 г. по делу № 46-16243/2009 (потребление электрической энергии при несвоевременной замене прибора учета, не соответствующего требованиям Правил № 530 по классу точности и с просроченным межповерочным интервалом не подпадает под определение безучетного потребления, приведенного в пункте 79 Правил).
10. Решение Свердловского областного суда  от 07.02.2011 г.  по делу № 71-29/2011 (общество начисляло плату за содержание и ремонт в размере 24 руб. 10 коп., тогда как постановлением Главы Екатеринбурга от 31.12.2009 г. № 5985 установлена ставка платы в размере 15 руб. 52 коп. за 1 кв.м.).
11. Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 07 апреля 2010 г. по  иску  Управления Роспотребнадзора по Свердловской области  в  защиту неопределенного круга лиц «О  признании действий ООО «Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс» и  ООО «Единый расчетный центр» по начислению платы за услугу «электроэнергия.общедомовой учет».
12. Решение Ревдинского районного суда Свердловской области от 15 сентября 2010 г.  по иску  Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в защиту неопределенного круга потребителей к управляющим компаниям ООО «Антек» и  ООО «Компания Комбытсервис»   «О признании незаконными действий управляющих компаний по начислению платы и корректировки по показаниям общедомового учета за холодное водоснабжение и водоотведение в отношении неопределенного круга лиц» (управляющие компании проводили корректировку по услугам «водоснабжение» и «водоотведение» по формуле 4 в нарушение п. 19  Постановления Правительства РФ, при отсутствии в договоре с гражданами  согласованного периода корректировки 1 раз в год).

 
 
 

Назад к содержимому